История:
ПАЗ-3205 — высокопольный автобус малого класса производства завода «Павловский автобус», является базовой моделью завода. Разрабатывался путем создания десятков опытных образцов в течении почти 15 лет. Окончательный вариант автобуса был утвержден в 1986 году. Серийный выпуск начался 1 декабря 1989 года, 4 июня 2001 года на заводе отмечался выпуск 100-тысячного автобуса данной модели. В 2008 году проведена модернизация производства: части автобуса отвечают ГОСТу, что наконец-то позволило проводить сертификацию для регулярного использования на загруженных маршрутах, значительно возрос ресурс службы кузова (с 5 до 10 лет), в салон устанавливаются более эффективный отопитель и более комфортные сиденья. Тем не менее, автобусы данной модели постепенно снимаются с регулярных пассажирских перевозок.

Модификации
Выпускается в большом количестве модификаций, основными из которых являются:
ПАЗ-32053 — автобус с одной автоматической дверью для пригородных маршрутов
ПАЗ-32053-50П — автобус с одной автоматической дверью для пригородных маршрутов с улучшенным салоном
ПАЗ-32054 — автобус с двумя автоматическими дверями для городских маршрутов с карбюраторным двигателем ЗМЗ-5234.10
ПАЗ-32054-03 — автобус с двумя автоматическими дверями для городских маршрутов с дизельным двигателем Cummins B 3.9 140 CIV-1
ПАЗ-32054-07 — автобус с двумя автоматическими дверями для городских маршрутов с дизельным двигателем ММЗ 245.7
ПАЗ-32053-20 — грузопассажирский автобус для перевозки строительных бригад и оборудования
ПАЗ-32053-80 — ритуальный автобус
ПАЗ-32053-70 — школьный автобус

ПАЗ

История:

В связи с бурным развитием в конце 40-х годов заметно возросла потребность страны в малых автобусах. Поскольку такие машины не выпускал ни один завод, то образовавшуюся нишу стали заполнять грузовиками, оборудованными лавками в кузове. Поездка на таких «автобусах» в плохую погоду была крайне неудобной, поэтому все острее нарастал вопрос о создании и серийном производстве малых автобусов. Поэтому было принято решение наладить в Горьком выпуск данного класса автобусов, поскольку у специалистов этого завода уже был опыт конструирования и производства малого автобуса ГАЗ-03-30, производство которого было прекращено в 1946 г. В 1949 г. на Горьковском автобусном заводе (ГЗА) приступили к выполнению этого социального заказа.

Новую машину, предназначенную для использования в качестве служебного транспорта, а также для городских и загородных пассажирских перевозок, спроектировали, используя шасси грузовика ГАЗ-51. Кузов сделали вполне современным, но по старой технологии: деревянный со стальной обивкой. Двигатель ставили тот же, что и на грузовик — шестицилиндровый рядный карбюраторный двигатель с рабочим объемом 3,48 л. и мощностью 70 л.с. Этот «грузовой» двигатель позволял автобусу развивать максимальную скорость 70 км/ч. В паре с двигателем трудилась четырехступенчатая коробка передач. Сцепление — однодисковое, с механическим приводом. Тормоза — барабанные, с гидравлическим приводом. В салоне были предусмотрены места для 23 пассажиров, из них сидя могли ехать 19. Полная масса автобуса — 5550 кг., снаряженная — 3750 кг. На него устанавливались шины размером 7,50-20 (200-20). Автобус потреблял 27 литров бензина А-66 на 100 км пути и был оборудован 105-литровым топливным баком. Длина машины — 6170 мм, ширина — 2360 мм, высота — 2360 мм, колесная база — 3300 мм. Автобус мог преодолевать подъемы крутизной в 19 градусов и более чем полуметровые броды — 64 см. Колея передних колес составляла 1585 мм, а задних — 1650 мм. Дорожный просвет — 24,5 см. В 1949 — 1950 гг. шасси ГАЗ-51 своим ходом гнали на ГЗА; туда же доставляли кузовную арматуру из Павлово. Этот автобус на Горьковском Заводе Автобусов выпускали до конца 1950 г.

После прекращения производства все технологическое оборудование передали в небольшой городок Павлово-на-Оке на завод им. Жданова, который до этого выпускал кузовную арматуру, где вскоре приступили к подготовке серийного выпуска этой машины, получившей название ПАЗ-651. Большую роль в решении вопроса передачи производства автобусов на ПАЗ сыграли директор этого завода В. Ф. Исаков и главный инженер А. О. Валит, которые начали пробивать в верхах идею — выпускать автобусы в Павлово-на-Оке. К тому же, дефицит автобусов испытывали повсеместно, а мощности Горьковского Завода Автобусов, где собирали модель 651, были очень малы.

Шасси будущих ПАЗ-651 гоняли из Горького в Павлово своим ходом по булыжному шоссе. Попытка сооружать временные брезентовые кабины не вызвала поддержки у водителей, которым 76 километров пути проще было проехать верхом на ящике, водруженном на голое шасси. Зимой спасали тулуп, валенки и «боевые» сто грамм. В Павлове шасси хранили на открытой площадке: находили их в снегу по выступающему рулю. Каркас кузова делали из карпатского бука и обшивали стальными листами.
К 5 августа 1952 г. изготовили пять опытных «пазиков». Радоваться, по сути, было нечему, поскольку заводчане сделали все те же несовременные «деревянные» машины. Для того, чтобы исправить недостатки конструкции, главный конструктор Ю. Н. Сорочкин, долгие годы работавший на ГАЗе, взялся за разработку сразу нескольких проектов, в том числе цельнометаллического ПАЗ-651.

Кузов автобуса имел три двери: справа для входа и выхода пассажиров, слева — для водителя и в задней стенке — запасная. В передней части салона напротив друг друга, спинками к бортам, были установлены два одинарных сиденья; дальше по каждому борту устанавливались по три двухместных сиденья, а в конце салона размещались пять сидений в ряд. Для повышения плавности хода задние рессоры автомобиля ГАЗ-51 были заменены более мягкими, с резиновыми наконечниками на концах дополнительных рессор и с четырьмя гидравлическими амортизаторами двустороннего действия.

ПАЗ-651 (он же ГЗА-651, он же КАвЗ-651) выпускался в 1949 — 1958 гг. В течение нескольких лет этот, по сегодняшним меркам, неказистый автобусик, оставался единоличным лидером в общем объеме ежегодного выпуска отечественных автобусов и был самым распространенным в нашей стране автобусом. Но даже широкий размах производства не мог удовлетворить спрос. Поэтому ряд союзных республик организовал выпуск машин типа ПАЗ-651 на своих авторемонтных заводах в Борисове, Тосно, Киеве, Каунасе и других городах. В 1957 г. павловцы оказали помощь чертежами и технологической оснасткой новому автозаводу в Кургане, через год освоившему выпуск таких же машин, получивших название КАвЗ-651.

ПАЗ

Автобусы ПАЗ-652 выпускались с 1958 года. ПАЗ-652 приобрёл 90-сильный форсированный двигатель, база увеличилась до 3600 мм. В 1964 году его сменил модернизированный ПАЗ-652Б. Производство автобуса ПАЗ-652Б прекратилось в 1968 году, на смену ему пришёл автобус ПАЗ-672.
Было выпущено 62121 штук автобусов всех модификаций, в том числе ПАЗ 652Б - 45 тысяч.
ПАЗ-672 — автобус малого класса, производившийся Павловским автобусным заводом в 1968—1989 годах. Предшественник — ПАЗ-652, преемник — ПАЗ-3205. Автобусы ПАЗ-672 были предназначены для районных и пригородных маршрутов с малым пассажиропотоком, хотя они использовались и используются и в городах, зачастую в роли маршрутных такси или автокатафалков.

© Mac-Tavish

Бесплатный хостинг uCoz